Для того чтобы открыть один из этих файлов, просто перейдите в меню File и щелкните на имени файла, который вы хотите открыть. Программа Sound Forge отслеживает последние файлы (их количество может варьироваться от двух до девяти), с которыми вы работали. Если список достиг максимально допустимой длины, открытие нового файла приводит к тому, что нижнее имя файла исчезает из списка — естественно, с самим файлом ничего не происходит, просто в меню File исчезает ссылка на него. Вы можете установить максимальное число файлов в этом списке в диалоговом окне Preferences. Просто выберите Options -> Preferences и перейдите на вкладку General. Убедитесь, что флажок Recently used file list (2 to 9), расположенный в нижней части диалогового окна, установлен. Затем просто введите число от 2 до 9 для установки максимального числа файлов, включаемых в список.
Вы можете также открыть существующий аудиофайл с помощью функции Open программы Sound Forge. Для этого проделайте следующие действия:
1. Выберите File -> Open для вывода диалогового окна Open (рис. 4.2). Обратите внимание, что функциональность этого диалогового окна несколько больше, чем в стандартном диалоговом окне File Open операционной системы Windows.
2. Найдите в раскрывающемся списке Look in папку, в которой хранится файл. Вместо этого вы также можете найти в раскрывающемся списке Recent последние открывавшиеся папки.
3. В раскрывающемся списке Files of type выберите тип открываемого аудиофайла.
4. Из появившегося списка файлов выберите нужный. Если флажок Auto play помечен, программа Sound Forge начнет воспроизведение выбранного файла до его открытия. Если же вы сбросите флажок Auto play, вы можете запустить воспроизведение файла вручную с помощью кнопки Play .
5. Для остановки воспроизведения файла щелкните на кнопке Stop.
В нижней части диалогового окна Open вы можете увидеть параметры выбранного файла: заголовок аудиофайла, тип файла, длину файла (в минутах, секундах, кадрах и сэмплах), формат данных (PGM, ADPCM и т. п.), атрибуты данных (частота сэмплирования, разрядность, моно или стерео), имеют ли данные свойства сэмплерной петли (такие, как опорная нота или тип петли), сдвиг SMPTE, присвоенный данным, содержит ли файл области или атрибуты списка воспроизведения, а также комментарии, добавленные к файлу в виде текста (не беспокойтесь, если некоторые из упомянутых здесь терминов вам непонятны — мы их еще обсудим).
Чтобы получить еще более подробную информацию о файле, щелкните на кнопке More, после чего откроется диалоговое окно Properties - Clipped voice.wav, показанное на рис. 4.3. Изучив свойства файла, щелкните на кнопке Cancel для закрытия диалогового окна.
Если вам нужно просто скопировать какие-то данные из файла без его редактирования и вы хотите обеспечить его неизменность, вы можете открыть файл в режиме "только для чтения". Для активизации этого режима следует просто установить флажок Open as read-only. Это позволит открыть файл для воспроизведения и копирования, но вы никак не сможете его изменить. Когда вы открываете файл в программе Sound Forge, программа сначала автоматически создает временную копию этого файла, так что любые сделанные вами изменения не влияют на исходный файл до тех пор, пока вы не выполните операцию сохранения. Это позволяет экспериментировать с редактированием и обработкой, не опасаясь потери исходных данных. Если же вы захотите работать непосредственно с исходным файлом, установите флажок Operate directly on the sound file. Преимущество такого подхода заключается в том, что открытие файла происходит быстрее и экономится дисковое пространство. Недостаток состоит в том. что исходные данные в процессе редактирования изменяются, но вы можете создать перед началом редактирования файла его резервную копию.
Некоторые звукозаписывающие приложения сохраняют левый и правый каналы стереозвука в двух отдельных монофонических файлах. Вместе эти файлы образуют стереосигнал. Для совместимости с приложениями такого типа Sound Forge позволяет объединять два монофонических файла в один стереофонический файл (один файл для левого канала, а другой — для правого). Для этого установите флажок Merge L/R to stereo. В таком случае вам придется выбрать два открываемых файла. Выберите первый файл, а затем — второй, щелкнув на названии файла при нажатой клавише <Ctrl>. Щелкните на кнопке Open, и все выбранные файлы будут открыты.
Совет
С помощью клавиши <Ctrl> на клавиатуре компьютера вы можете также открыть одновременно несколько независимых аудиофайлов. Sound Forge откроет каждый файл в отдельном окне данных.
После того как файлы открыты, Sound Forge выводит на экран окно (или несколько окон) данных. Программа также показывает в строке состояния в нижней части рабочего пространства атрибуты и длину файла в активном окне данных. Кроме того, в строке состояния вы можете видеть, сколько места (в мегабайтах) осталось на диске после открытия файлов.
2. Все аудио- и видеопотоки, имеющиеся в файле avi, перечислены здесь. В левой части списка показаны два черных ромбика. Один указывает открываемый видеопоток, а второй — открываемый аудиопоток. Чтобы изменить этот выбор, просто щелкните на пустом пространстве прямо перед знаком плюс возле соответствующего потока.
Совет
Чтобы увидеть свойства аудио- или видеопотока, щелкните на знаке плюс перед именем потока в списке.
3. Нажмите на кнопку ОК.
После этого программа Sound Forge откроет файл avi с выбранными вами аудио- и видеопотоками.
2. Разработчики из компании Sonic Foundry упростили пользователям работу, предоставив несколько заранее созданных наборов настроек В раскрывающемся списке Name вы можете посмотреть, нет ли здесь нужных вам атрибутов файлов. Если есть, выберите набор из списка и пропустите остаток этого подраздела.
Замечание
Вы также можете сохранить собственные наборы настроек, которые будут включены в раскрывающийся список Name. После того как вы настроили все параметры, щелкните на кнопке Save As. В диалоговом окне Save Preset введите имя нового набора и щелкните на кнопке ОК. О наборах настроек мы еще поговорим в главе 8.
3. Выберите частоту сэмплирования для аудиофайла с помощью раскрывающегося списка Sample rate (2.000 to 192.000 Hz).
4. Укажите тип сэмпла или разрядность для аудиофайла, выбрав один из параметров в блоке Sample type.
5. Выберите формат для аудиофайла в блоке Format. Это чисто технический параметр. Вы используете его для того, чтобы указать программе Sound Forge, как хранить биты аудиоданных — как тип Unsigned или как тип Signed. Большинство файлов использует вариант Signed.
6. Определите, будет ли аудиофайл монофоническим или стереофоническим, выбрав вариант в блоке Channels.
7. Выберите порядок записи байтов аудиоданных в файл в блоке Byte order. Если это аудиофайл для персонального компьютера, выберите вариант Little endian (Intel). Если это аудиофайл для компьютера Macintosh, выберите вариант Big endian (Motorola).
8. Если вы знаете, что в файле перед аудиоданными хранятся другие данные, укажите, сколько байтов данных, не являющихся звуком, включено в начале файла, введя число в поле Header (0 to 536.870.912 bytes).
9. Если вы знаете, что в файле после аудиоданных хранятся другие данные, укажите, сколько байтов данных, не являющихся звуком, включено в конце файла, введя число в поле Trailer (0 to 536.870.912 bytes).
10. Щелкните на кнопке ОК.
После этого программа Sound Forge откроет файл RAW, используя выбранные вами атрибуты. Если указанные атрибуты неверны, Sound Forge откроет файл, но вы получите никуда не годные данные. Если вы попытаетесь воспроизвести файл, то услышите только шум. Поэтому, если кто-нибудь пошлет вам файл аудиоданных RAW, узнайте у отправителя атрибуты файла, чтобы избежать ненужной траты времени и ошибок.
2. В списке файлов выберите те файлы, которые вы хотите восстановить, и щелкните на кнопке Recover.
3. Если вы знаете, что файлы вам не потребуются, просто удалите их, нажав на кнопку Delete.
4. Если вас не заботит восстановление или удаление файлов, просто щелкните на кнопке Ignore. Однако при этом файлы останутся на диске, занимая место, так что, скорее всего, в какой-то момент вы все-таки решите восстановить или удалить файлы.
После того как вы восстановите файлы, программа Sound Forge заменит их расширения на wav и сохранит файлы в вашем каталоге для временных файлов (об этом мы говорили в главе 3). Чтобы использовать эти файлы, просто откройте их, как вы открываете любые другие аудиофайлы.
Совет
Полезно сразу переименовать файлы, чтобы впоследствии не запутаться, когда какой файл был создан. После восстановления файлы получают автоматически сгенерированные имена типа FORGEOOO.WAV.
2. Выберите в раскрывающемся списке Sample rate (2.000 to 192.000 Hz) частоту сэмплирования для нового файла.
3. Выберите в группе Sample size разрядность для нового файла.
4. Определите в группе Channels, будет ли файл монофоническим или стереофоническим.
Замечание
Когда вы изменяете любой из этих параметров, Sound Forge выводит ориентировочную длину (в поле Maximum editing time) в часах, минутах и секундах файла, который вы можете создать, учитывая оставшееся свободное место на жестком диске.
5. Щелкните на кнопке ОК.
После этого программа Sound Forge откроет новое, пустое окно данных, которое вам предстоит заполнить аудиоданными.
Замечание
Вы также можете создавать новые аудиофайлы с помощью функции записи звука программы Sound Forge, которая автоматически создает новый аудиофайл с данными, которые вы записываете. Об этом мы подробнее поговорим в главе 6.
2. В раскрывающемся списке Save in найдите папку, в которой вы хотите сохранить файл, или в раскрывающемся списке Recent выберите одну из недавно использовавшихся папок.
3. Введите имя аудиофайла (если оно еще отсутствует) в поле File name.
4. Выберите в раскрывающемся списке Save as type тип сохраняемого аудиофайла.
5. В раскрывающемся списке Format выберите формат (РСМ, ADPCM и т. п.) сохранения аудиоданных.
6. Выберите в раскрывающемся списке Attributes те атрибуты (частоту сэмплирования, разрядность, моно или стерео), которые вы хотели бы использовать при сохранении аудиоданных.
Совет
Частота сэмплирования для файла всегда устанавливается равной текущей частоте сэмплирования файла. Вы не можете изменить этот атрибут при сохранении файла. Чтобы изменить частоту сэмплирования, вы должны обработать файл с помощью функции Process -> Resample до сохранения. Об этой функции мы еще поговорим в главе 8.
7. Если вы уже создали области или список воспроизведения для вашего аудиофайла (об этих функциях мы поговорим в главах 5 и 6), вы можете сохранить эту информацию несколькими способами с помощью списка Rgns/Playlist. Если вы не хотите сохранять эту информацию, выберите из списка пункт Do Not Save Regions or Playlist. Если вы хотите оставить эти данные внедренными в файл (что возможно только для типов файлов Wave и AVI), выберите пункт Save Regions and Playlist in .WAV/.AVI files. Вы можете также сохранить информацию в отдельном файле в специальном формате внешнего списка воспроизведения (файл с расширением sfl) программы Sound Forge, в формате Session 8 (файл с расширением prm — для использования с продуктом Digidesign Session 8) или в формате Windows Media Script (файл с расширением txt — для использования с файлами Windows Media).
8. Если вы сохраняете ваш файл как Microsoft Wave (расширение wav), Windows Media (расширение asf), Video For Windows (расширение avi), RealMedia (расширение rm), RealNetworks G2 (также расширение rm) или MPEG Audio (расширение трЗ), вы можете внедрить в файл итоговую информацию. Для этого установите флажок Save Summary Information in file (.WAV, .AVI, .ASF, .RM).
9. Чтобы отредактировать или просмотреть итоговую информацию для файла, щелкните на кнопке Summary, после чего откроется диалоговое окно Properties, показанное на рис. 4.9.
10. Отредактируйте поля Title, Subject, Engineer, Copyright и Comments.
11. Вы можете также присоединить к файлу рисунок, щелкнув на кнопке Picture. В диалоговом окне Open Picture просто выберите файл в формате Windows Bitmap (bmp), Windows Cursor (cur) или Windows Icon (ico) для присоединения, а затем щелкните на кнопке Open.
Совет
Большинство графических приложений для Windows позволяют вам создавать собственные файлы Windows Bitmap (bmp). Для целей идентификации вы можете взять свою фотографию, отсканировать ее и сохранить в формате Windows Bitmap, а затем присоединить ее ко всем вашим аудиофайлам.
12. Если вы хотите включить в файл еще больше информации, щелкните на кнопке Extended для открытия диалогового окна Extended Summary, показанного на рис. 4.10.
13. В поле Fields располагается вся дополнительная информация, которую вы можете включить в файл. Чтобы включить в файл конкретную часть информации, установите соответствующий флажок. После этого введите текст с информацией в поле Contents. Чтобы увидеть описание каждого элемента, указанного в поле Fields, просто выделите элемент и прочтите описание в нижней части диалогового окна.
Совет
Когда вы сохраняете файл в Sound Forge как Microsoft Wave (wav), Windows Media (asf), Video For Windows (avi), RealMedia (rm) или MPEG Audio (mp3), в файл включается набор итоговой информации по умолчанию. Если вы хотите, чтобы итоговая информация для текущего файла использовалась по умолчанию для всех вновь сохраняемых файлов, просто нажмите на кнопку Default, a затем — на кнопку Yes.
14. Щелкните на кнопке OK в диалоговом окне Extended Summary - Running water with very low frequencies.
15. Нажмите на кнопку OK в диалоговом окне Properties.
16. Если вы сохраняете файл как Microsoft Wave (wav) и включили в файл информацию сэмплерной петли, вы можете сохранить эту информацию, установив флажок Save Sampler Information in file.
17. Щелкните на кнопке Save для сохранения файла.
После этого программа Sound Forge сохранит файл со всеми указанными вами настройками. Однако в зависимости от типа файла, который вы выбрали в раскрывающемся списке Save as type, может оказаться, что вам придется выполнить еще несколько дополнительных шагов, прежде чем файл будет сохранен.
Команда Save All позволяет сохранить все открытые в данный момент аудиофайлы (если у вас открыто больше одного файла). Просто выберите пункт меню File -> Save All. Sound Forge для каждого отдельного файла спросит вас, уверены ли вы, что хотите сохранить его.
Совет
Если при выборе пункта меню File -> Save All вы будете держать нажатой клавишу <Shift>, Sound Forge не будет требовать подтверждения сохранения каждого открытого файла. Все файлы будут просто сохранены. Такой способ гораздо быстрее.
2. Все аудио- и видеопотоки, которые есть в файле, показаны в этом окне. Установите флажки в левой половине поля для тех потоков, которые вы хотите сохранить.
3. Чтобы изменить имя потока, щелкните правой кнопкой мыши на имени потока и выберите пункт Edit, а затем введите новое имя для потока.
Совет
Чтобы увидеть свойства аудио- и видеопотока, щелкните на знаке плюс перед именем потока.
4. Чтобы сделать копию текущего аудиопотока и сохранить его в новый аудиопоток, установите флажок Save audio to a new stream. Это может оказаться удобным, если вы планируете в дальнейшем редактировать данный файл в приложении редактирования видео (например, в программе Vegas Video компании Sonic Foundry) и вам требуются дополнительные аудио-потоки.
5. Если вы хотите изменить размер видеокадров с оригинального на какой-либо другой, вы можете это сделать, выбрав новый размер кадра из раскрывающегося списка Re-size video frames to. Вы можете также установить нестандартный размер видеокадров, выбрав в списке пункт Custom, а затем введя новые значения для параметров New Width и New Height.
6. Щелкните на кнопке ОК для открытия диалогового окна Compression Options (рис. 4.12). Поскольку аудио- и видеоданные (особенно если они объединены в виде avi-файлов) занимают очень большой объем, их потоки необходимо сжимать, особенно когда они предназначены для хранения на носителях с ограниченным объемом, например компакт-дисках. Это диалоговое окно позволяет вам установить сжатие для каждого аудио- и видеопотока в файлах с расширением avi.
7. Большинство avi-файлов, с которыми вы работаете, уже имеют какое-либо сжатие. В таком случае вы увидите указанную в параметре Current Format величину этого сжатия. Чтобы изменить сжатие для видеопотока, выберите поток в раскрывающемся списке Choose a stream и щелкните на кнопке Options, чтобы открыть диалоговое окно Video Compression, показанное на рис. 4.13.
Совет
Если ваш файл уже сжат, лучше не изменять сжатие, поскольку дополнительное сжатие уже сжатых данных понизит качество этих данных.
8. Выберите в раскрывающемся списке Compressor схему сжатия.
9. В зависимости от выбранной вами схемы сжатия элементы Compression Quality, Key Frame Every и Data Rate могут быть недоступны. Если они доступны, присвойте им соответствующие значения. Элемент управления Compression Quality позволяет установить степень сжатия видеопотока, а флажок Key Frame Every — количество ключевых кадров, которые будут включены в видеопоток. Ключевые кадры представляют собой индивидуальные видеокадры, имеющие меньшую степень сжатия или вообще не имеющие сжатия. Чем больше ключевых кадров включено в видеопоток, тем выше качество видео, но ниже степень сжатия (то есть больший размер кадра). Флажок Data Rate позволяет установить объем данных в секунду, требуемый для воспроизведения avi-файла в режиме реального времени. Базовая скорость передачи данных для дисковода компакт-дисков равна 150 Кбайт/сек., но современные дисководы могут передавать данные во много раз быстрее, так что у вас не должно быть проблем с более высокими скоростями. Жесткие диски передают данные еще быстрее, так что настройка скорости передачи данных зависит от того, где вы собираетесь воспроизводить ваш файл.
10. Некоторые из схем сжатия имеют свои дополнительные параметры, которые вы можете настраивать. Доступ к этим параметрам вы получаете после щелчка на кнопке Configure. К сожалению, огромное количество различных схем сжатия не позволяет хоть сколько-нибудь серьезно охватить их, так что здесь вам придется разбираться самостоятельно.
11. Если вы хотите получить представление о том, как ваше видео будет выглядеть при новых параметрах сжатия, щелкните на кнопке Preview.
12. Нажмите на кнопку ОК для закрытия диалогового окна Video Compression.
13. Чтобы изменить сжатие для аудиопотока, выберите поток из раскрывающегося списка Choose a stream в диалоговом окне Compression Options и щелкните на кнопке Options для открытия диалогового окна Sound Selection, показанного на рис. 4.14.
14. Есть несколько заранее установленных наборов значений, которые вы можете использовать, выбрав набор в списке Name. Вы также можете сохранить ваш собственный набор значений, щелкнув на кнопке Save As. Если вы выбираете набор значений, следующие два шага вы можете пропустить.
15. Выберите схему сжатия для аудиопотока из раскрывающегося списка Format.
16. В зависимости от выбранной вами схемы сжатия, вы можете также выбрать атрибуты (частоту сэмплирования, разрядность, моно или стерео) для аудиопотока, используя раскрывающийся список Attributes.
17. Щелкните на кнопке ОК, чтобы закрыть диалоговое окно Sound Selection.
18. Установите флажок Interleave every. Его активизация приводит к тому, что данные в avi-файле структурируются так, что сегменты аудио- и видеоданных чередуются и при воспроизведении считываются последовательно. Это хороший способ увеличить производительность при воспроизведении ваших файлов, особенно если они предназначены для записи на компакт-диск. Значение в поле Frames справа от флажка Interleave Every позволяет вам указать интервал между аудио- и видеосегментами. Значение, равное 1, обычно является нормальным.
19. Щелкните на кнопке ОК.
После этого программа Sound Forge сохраняет ваш avi-файл со всеми указанными вами настройками.
2. На вкладке Encode выберите разрядность в раскрывающемся списке Bitrate. Разрядность позволяет вам устанавливать, какой объем данных должен быть прочтен из файла для достижения надежного воспроизведения. Чем выше разрядность, тем лучше качество звука, но и размер файла при этом больше. Чем ниже разрядность, тем хуже качество звука, зато размер файла уменьшается. Большинство файлов МРЗ, которые вы можете найти в Интернете, используют разрядность 128 Кбит/сек. Это значение обеспечивает разумный баланс между качеством звука и размером файла.
3. Укажите положение бегунка Quality. Этот параметр определяет качество и скорость процесса кодирования. Чем больше значение параметра Quality, тем лучше происходит процесс кодирования, что приводит к повышению качества звука. Мы всегда оставляем его в положении Highest quality.
4. Установите флажок VBR Quality. Активизация данного флажка заставляет программу Sound Forge варьировать разрядность в ходе процесса кодирования. Иногда это помогает достичь высококачественного звука при меньшем размере файла, но это зависит от материала, который вы кодируете. Для достижения наилучших результатов требуется поэкспериментировать. Мы обычно оставляем этот флажок сброшенным.
5. Если ваш исходный аудиофайл является стереофоническим, а вы хотите в процессе кодирования МРЗ конвертировать его в монофонический, установите флажок Convert to mono. Это может уменьшить размер файла и иногда улучшить качество звука, где присутствует только голос. В остальных случаях лучше оставить этот флажок сброшенным.
6. Если вы хотите включить в файл маркировки, указывающие, что материал защищен авторским правом, является частным или оригинальным, установите флажки Copyrighted, Private или Original material соответственно. Эти параметры никак не влияют на звук, они просто сообщают программе, воспроизводящей файл МРЗ, что этот файл имеет определенные характеристики.
7. Перейдите на вкладку ID3 Summary.
8. Если вы хотите сохранить в файле какую-то текстовую информацию, установите флажок Save ED3 tag to file.
9. Выберите ID3 Version 1, чтобы добавить информацию об названии композиции, исполнителе, альбоме, годе выпуска и жанре музыки в поля Title, Artist, Album, Year и Genre соответственно, а также свои комментарии в поле Comments. Выберите ЮЗ Version 2 для добавления всей вышеперечисленной информации, а также данных об авторских правах. Вы можете включить в файл обе версии тегов IDS. Эту информацию может показывать программа, воспроизводящая файл МРЗ.
10. Щелкните на кнопке ОК.
После этого программа Sound Forge сохранит ваш файл МРЗ со всеми указанными вами настройками.
2. На вкладке Encode Setting в раскрывающемся списке Player compatibility укажите программе Sound Forge, какое программное обеспечение для воспроизведения файлов будут использовать посетители вашего Web-сайта. Это позволит вам создать файлы, совместимые со старыми версиями программного обеспечения. Скорее всего, вы в большинстве случаев предпочтете оставить вариант G2 RealPlayer.
3. Выберите скорость соединения, которую будут использовать посетители вашего Web-сайта для доступа к Интернету. Вы можете выбрать варианты от 28К modem до 512k DSL/Cable. Лучше выбрать более медленный вариант, если у вас нет уверенности, что все посетители сайта имеют скоростной доступ к Интернету.
4. Выберите тип аудиоданных, которые вы кодируете, в раскрывающемся списке Audio format.
5. Выберите тип видеоданных, которые вы кодируете, в списке Video quality.
6. В блоке File type установите переключатель SureStream (TM) -RealServer G2 compatible, если вы будете использовать для передачи файла через Интернет программное обеспечение RealServer. Если же вы будете использовать для передачи файла через Интернет обычный Web-сервер, установите переключатель Single Rate - RealServer and web server compatible.
7. Если вы хотите изменить размер видеокадров с оригинального на какой-либо другой, вы можете это сделать, выбрав новый размер кадра из списка Re-size video frames to. Вы можете также установить нестандартный размер видеокадров, выбрав в раскрывающемся списке элемент Custom, а затем введя новые значения для параметров New width (32 to 800) и New height (32 to 600).
8. Если вы хотите настроить еще более специфические параметры для управления кодированием ваших данных, щелкните на кнопке Advanced. Однако вам нечасто придется иметь дело с этими настройками.
9. На вкладке Video установите флажок Enable 2-Pass Encoding. Это заставляет программу Sound Forge тратить больше времени на исследование данных, в результате чего достигается лучшее качество. Так что, если вы не боитесь потратить чуть больше времени на кодирование вашего файла, пометьте этот флажок.
10. Установите флажок Enable Variable Bit Rate Encoding. Этот параметр также улучшает качество звука, но может приводить к появлению небольшой паузы перед началом воспроизведения.
11. Установите флажок Enable Loss Protection. Эта функция внедряет в ваши данные специальные коды, которые помогут избежать потери данных при воспроизведении через плохое соединение с Интернетом. Этот флажок тоже имеет смысл пометить.
12. На вкладке Advanced Video оставьте все значения по умолчанию.
13. На вкладке Summary установите флажок Enable Perfect Play. Если этот флажок установлен, программа воспроизведения G2 загрузит весь файл до того, как начнется воспроизведение. Таким образом, файл будет воспроизводиться с жесткого диска пользователя, что даст более высокое качество, чем при потоковом воспроизведении через Интернет.
14. Установите флажок Allow Mobile Play. Если этот флажок установлен, слушатели смогут загружать ваш файл и прослушивать его на аудио-плейере. Этот параметр применим только к аудиофайлам G2.
15. Установите флажок Allow Recording. Если этот флажок помечен, слушатели вашего потокового звука через Интернет смогут записать его на жесткий диск.
16. Введите любую текстовую информацию, которую вы хотите внедрить в файл, включая название (Title), автора (Author), авторские права (Copyright) и комментарии (Comments).
17. Щелкните на кнопке ОК.
После этого программа Sound Forge сохранит ваш файл RealMedia со всеми указанными вами настройками.
Замечание
Если вы хотите узнать побольше о файлах RealMedia, посетите Web-сайт для разработчиков компании RealNetworks. Там имеется огромное количество бесплатной информации об этой технологии, в том числе статьи и руководства. Сайт расположен по адресу http://www.realnetworks.com/devzone/index.html .
2. В списке Template выберите пункт, соответствующий типу аудиоданных, которые вы кодируете. Каждый из предлагаемых вариантов включает в себя описание и подробности, касающиеся типа сжатия, который будет использоваться в вашем файле.
3. Вы можете создать свой собственный шаблон настроек сжатия. Просто щелкните на кнопке Custom и следуйте инструкциям, которые содержит Мастер создания шаблонов Template Wizard. Когда вы закончите, новый шаблон будет находиться в списке Template диалогового окна Save to Windows Media.
4. Используйте блок Properties для ввода произвольной текстовой информации, которую вы хотите внедрить в файл. Эта информация включает сведения о названии композиции (Title), авторе (Author), авторских правах (Copyright), описание (Description) и рейтинг (Rating).
5. Установите флажки Use markers in source file и Use script commands in source file, если вы хотите внедрить в файл Windows Media Audio специальные события, используя маркеры (Markers) программы Sound Forge (о маркерах см. главу 5). Эти специальные события могут включать дополнительную информацию для идентификации файла, URL-адреса Web-сайта и даже компьютерные программы-сценарии. Подробности в замечании, находящемся в конце этого раздела.
6. Щелкните на кнопке ОК.
После этого программа Sound Forge сохранит ваш файл Windows Media Audio со всеми указанными вами настройками.
Замечание
Если вы хотите узнать побольше о создании файлов Windows Media, посетите Web-сайт Windows Media. Там имеется огромное количество бесплатной информации об этой технологии, в том числе статьи и руководства. Сайт расположен по адресу http://vww.microsoft.coin/wtadowsmedia/ .
Это оптимизированный формат аудиофайлов, используемый в основном для телефонных приложений. Формат Dialogic VOX позволяет сохранять 16-битные аудиоданные и сжимать их, преобразуя в 4-битные аудиоданные, что дает степень сжатия 4:1. Это означает, что вы можете сохранять очень большие файлы, значительно сжимая их. Конечно, качество звука при этом страдает, да и этот формат поддерживает только монофонические данные. Файлы в формате Dialogic VOX имеют расширение vox, для их сжатия используется метод ADPCM.
Замечание
РСМ (pulse code modulation — импульсно-кодовая модуляция) представляет собой метод кодирования, используемый для представления несжатых аудио-данных. Это наиболее общий метод конфигурирования аудиоданных, он используется во многих существующих форматах файлов. ADPCM (adaptive delta pulse code modulation — адаптивная импульсно-кодовая модуляция) является методом кодирования, применяемым для представления сжатых аудиоданных. Существует стандартный метод ADPCM, утвержденный IMA (International Multimedia Association — Международная Ассоциация Мультимедиа). Существует также большое количество вариаций, разработанных различными компаниями, например Microsoft. Различные варианты приводят к появлению файлов различного качества и размера.
Подобно формату Dialogic VOX, формат InterVoice предназначен для использования в приложениях телефонии. Он поддерживает только 8-битные монофонические аудиоданные, зато имеет несколько различных схем сжатия. В число этих схем входят как A-Law, так и u-Law. Файлы InterVoice имеют расширение ivc.
Замечание
A-Law представляет собой схему сжатия звука, оптимизированную для сжатия голосовых аудиоданных, и широко используется для телекоммуникационных приложений в США. Схема сжатия A-Law позволяет перекодировать 16-битный звук РСМ в 8-битный звук РСМ. Эта схема очень похожа на u-Law, за исключением того, что эти схемы используют различные методы кодирования и декодирования.
u-Law (или mu-Law) тоже является схемой сжатия, оптимизированной для сжатия голосовых аудиоданных, но используется для телекоммуникационных приложений в Европе. Как и A-Law, схема u-Law позволяет перекодировку 16-битного звука РСМ в 8-битный звук РСМ.
Это стандартный формат файлов для сохранения аудиоданных на платформе Macintosh. Если вам когда-нибудь потребуется пересылать аудиофайлы между персональным компьютером и компьютером Macintosh, используйте именно этот формат. Он поддерживает 8- и 16-битные монофонические и стереофонические аудиоданные. Файлы этого формата могут содержать заголовок Mac-Binary, а могут и не иметь его. Если файл данного типа не содержит заголовка Mac-Binary, он, скорее всего, имеет расширение aif. Если файл данного типа содержит заголовок Mac-Binary, то Sound Forge откроет его, но идентифицирует как файл формата Macintosh Resource (см. следующий раздел). В этом случае файл, скорее всего, имеет расширение snd.
Замечание
При сохранении файлов на компьютерах Macintosh к ним добавляется так называемый заголовок Mac-Binary. Это маленький фрагмент информации, записываемый в начале файла, идентифицирующий тип файла для операционной системы Mac OS и других приложений. Таким способом компьютеры Macintosh сообщают, что содержит файл: текст, графику или, например, аудиоданные. Подробности, касающиеся того, как компьютеры Macintosh работают с файлами, можно найти на Web-сайте http://www.apple.com/ .
Формат файлов Macintosh Resource также используется для хранения звуковых файлов, но для него является обязательным наличие заголовка Mac-Binary, (расширение — snd). Программа Sound Forge умеет открывать файлы этого формата. Она просто игнорирует заголовок Mac-Binary. Однако сохранять файлы в этом формате Sound Forge не может, поскольку файлы Macintosh Resource являются настоящими файлами Macintosh, а персональные компьютеры не могут сохранять данные как файлы Macintosh.
Подобно формату МРЗ, формат Wave представляет собой еще один очень популярный формат аудиофайлов, о котором вы наверняка слышали. Формат Wave является форматом для операционной системы Windows, а это означает, что любой компьютер с операционной системой Windows может воспроизводить файлы Wave. Формат поддерживает множество различных типов аудиоданных, в том числе 8- и 16-битные, моно и стерео. Формат Wave также имеет поддержку для огромного количества различных схем сжатия, включая многие варианты ADPCM через Microsoft ACM (Audio Compression Manager — Менеджер сжатия звука). АСМ является прозрачно работающей частью операционной системы Windows, предоставляющей доступ к любым схемам сжатия, установленным на компьютере. Операционная система Windows поставляется с несколькими различными схемами, а на вашем компьютере наверняка есть несколько других схем от производителей аудиопродуктов. Если вы работаете с операционной системой Windows, вы, вероятно, в 90% случаев будете использовать для работы со звуком формат Wave. Большая часть программного обеспечения для работы со звуком и музыкой на платформе Windows поддерживает этот формат. Файлы в формате Wave имеют расширение wav.
Наверняка вы слышали о формате звуковых файлов МРЗ. На сегодняшний день для пользователей Интернета это последний писк моды. Сообщения об этом формате проникли даже в выпуски новостей в традиционных СМИ, поскольку он используется для пересылки нелегальных звукозаписей через Интернет. Почему же этот формат так популярен? Причина заключается в том, что этот формат позволяет сжимать аудиоданные приблизительно в 12 раз, сохраняя при этом качество, близкое к качеству записей на компакт-дисках. Программа Sound Forge обеспечивает как открытие, так и сохранение файлов МРЗ.
Подобно формату Macintosh AIFF, формат аудиофайлов NeXT/Sun также является стандартным форматом, но не для персональных компьютеров или машин Macintosh, а для компьютеров NeXT и Sun Spare station. Этот формат поддерживает много типов аудиоданных, в том числе 8- и 16-битные, моно и стерео. Кроме того, он также поддерживает множество схем сжатия, однако программа Sound Forge поддерживает только наиболее распространенное сжатие (u-Law) для этого формата. Если вам часто доводится загружать из Интернета аудиофайлы, вы наверняка встречали файлы с расширением аи. Большинство из этих файлов представляет собой 16-битный звук, сжатый до 8-битных данных u-Law для пересылки через Интернет или для использования в приложениях Java.
Замечание
Возможно, вы заметили, что одно и то же расширение snd используется для различных форматов аудиофайлов. Так как же их различать? Если в названии файла нет указания на тип файла, то загрузите файл в Sound Forge. В процессе открытия файла программа Sound Forge проанализирует его данные и определит формат.
Файлы формата RAW содержат простые аудиоданные PGM. Данные не сохраняются в конкретном формате (в отличие от вышеупомянутых форматов). Когда вы сохраняете файл RAW, он содержит чистые аудиоданные. А когда вы загружаете файл RAW в программу Sound Forge, вы должны указать определенные параметры для того, чтобы файл мог загрузиться. В настоящее время Sound Forge позволяет открывать и сохранять только файлы RAW с 8- или 16-битным несжатым звуком РСМ или сжатым звуком A-Law или u-Law.
Совет
Более подробную информацию об этих форматах аудиофайлов вы можете найти на странице Audio File Format FAQ (Frequently Asked Questions — Часто задаваемые вопросы по форматам аудиофайлов) по адресу: http://home.sprynet.com/ ~cbagwell/audio.html.
Если вы проводите много времени в Интернете, этот формат тоже должен быть знаком вам. Формат файлов RealMedia позволяет создавать потоковые аудио- и видеофайлы для передачи через Интернет. Он предлагает сложные собственные функции сжатия, позволяющие передавать аудио- и видеоданные через Интернет (даже через медленные телефонные линии) в режиме реального времени. Это означает, что вы можете начинать прослушивать или просматривать данные еще до того, как они будут полностью скачаны на жесткий диск вашего компьютера. Формат RealMedia был создан компанией RealNetworks. Если вас интересуют подробности этой технологии, посетите Web-сайт данной компании http://www.real.com/ .
Верите вы или нет, но в дополнение к аудиоданным программа Sound Forge позволяет загружать и сохранять видеоданные в форме файлов avi. Вы не сможете редактировать видеоданные, но редактирование аудиоданных, хранимых в файле avi, вполне возможно. Формат AVI (Audio Video Interleaved — Чередование видео и аудио) представляет собой специальный цифровой формат файлов, разработанный для работы с видео на компьютерах. AVI является форматом для операционной системы Windows, а это означает, что любой компьютер с операционной системой Windows может воспроизводить файлы AVI. Формат предоставляет несколько различных схем сжатия для сохраняемых в нем видео- и аудиоданных. Кроме того, файлы AVI поддерживают многодорожечный звук, но программа Sound Forge позволяет работать только с одной звуковой дорожкой.
Подобно RealMedia, Windows Media Audio является специальным форматом аудиофайлов, позволяющим создавать потоковые аудиофайлы для передачи через Интернет. Он является форматом для операционной системы Windows, а это означает, что любой компьютер с операционной системой Windows (с установленной программой Windows Media Player) может воспроизводить файлы Windows Media Audio. Формат Windows Media Audio поддерживает также и видеоданные, но программа Sound Forge поддерживает только звуковую часть этого формата. Кроме того, Sound Forge может только сохранять в данном формате — она не может открывать файлы Windows Media Audio. Подобно формату RealMedia, Windows Media Audio содержит собственные сложные функции сжатия, позволяющие передавать аудиоданные через Интернет в режиме реального времени. Другим сходством с RealMedia является то, что сжатие влияет на качество звуковых данных. Файлы Windows Media имеют расширения wma и asf. Детали этого формата можно найти на странице http://www.microsoft.com/windowsmedia/ .
Есть два способа открытия существующих аудиофайлов в программе Sound Forge. Более быстрый способ состоит в использовании нижней части меню File (рис. 4.1). Там перечислены последние файлы, открывавшиеся в программе.
Поскольку файл RAW представляет собой не что иное, как чистые аудиоданные, программа Sound Forge при открытии файла не знает его атрибутов. Вместо этого вы должны сами сказать программе, какие атрибуты использовать при открытии файла RAW. Поэтому после того как вы щелкнете на кнопке Open в диалоговом окне Open вам потребуется выбрать некоторые дополнительные параметры. Вот шаги, которые необходимо выполнить:
1. После того как вы выберете файл RAW и щелкните на кнопке Open в диалоговом окне Open, откроется диалоговое окно Raw File Type - Click guitar denoised.wav, показанное на рис. 4.5.
При открытии файла avi может потребоваться несколько дополнительных шагов. Как мы уже упоминали, формат Video For Windows поддерживает несколько видео- и аудиодорожек (именуемых также потоками). Однако программа Sound Forge поддерживает работу только с одним видеопотоком и одним аудиопстоком в файле avi. Поэтому после того, как вы щелкнете на кнопке Open в диалоговом окне Open (как мы рассказывали выше), вам может потребоваться указать еще несколько параметров, если файл avi содержит несколько потоков данных. Вот эти шаги:
1. После того как вы выберете файл avi и щелкнете на кнопке Open в диалоговом окне Open, появится диалоговое окно Video Stream, показанное на рис. 4.4.
В процессе развития индустрии звукозаписи для решения различных задач были разработаны различные физические методы хранения аудиоданных, например виниловые пластинки, магнитная лента, компакт-диски, теперь — DVD, и т. д., точно таким же образом появилось множество различных компьютерных методов хранения аудиоданных. Мы знаем эти методы как форматы аудиофайлов. Формат аудиофайла представляет собой просто спецификацию, описывающую структуру, в которой аудиоданные хранятся в файле. Например, один формат аудиофайлов может указывать, что биты и байты аудиоданных должны быть сохранены в определенном порядке, а другой формат — что данные должны быть сохранены в совершенно другом порядке.
Конечно, это очень упрощенное объяснение, но общий его смысл заключается в том, что одни и те же аудиоданные могут быть сохранены множеством различных способов.
Почему вы не можете обойтись одним форматом аудиоданных? А потому, что вы можете использовать ваши аудиоданные для различных задач, например для воспроизведения в дисководе для компакт-дисков, для записи музыки или звуковых эффектов в видеоиграх, для записи дорожки фильма или видеоклипа или даже для загрузки через Интернет. Для каждой задачи может потребоваться, чтобы ваши аудиоданные были сохранены своим способом. Например, звук для компакт-диска должен быть сохранен с использованием разрядности 16 бит и частоты сэмплирования 44,1 кГц. Однако для загрузки звука через Интернет нам лучше использовать другую разрядность и частоту сэмплирования, поскольку каждая минута 16-битного, 44-килогерцевого звука занимает около 10 Мбайт. Это слишком большой объем данных для того, чтобы его можно было пропускать через медленные телефонные линии.
Кроме различий в разрядности и частоте сэмплирования, некоторые форматы аудиофайлов предлагают также сжатие данных. Это означает, что сохраняя звук в определенных форматах файлов, вы уменьшаете размер ваших аудиофайлов для того, чтобы их можно было использовать в случаях низкой пропускной способности сетей, например в Интернете. В некоторых случаях сжатие не влияет на качество звука, но в большинстве случаев ухудшение звука наблюдается. При сжатии вам приходится находить компромисс между качеством звука и размером файла, который вы в конце концов получите. Существует много различных схем сжатия, и о них мы вкратце поговорим.
Существование различных форматов аудиофайлов объясняется также и тем, что за годы развития компьютеров получили распространение несколько основных компьютерных платформ. В их число входят Amiga, Macintosh, NEXT и персональные компьютеры с операционной системой Windows. Чтобы дать вам максимально возможную гибкость, программа Sound Forge позволяет открывать и сохранять аудиофайлы во множестве различных форматов. Некоторые из них вам никогда не придется использовать, но все равно неплохо знать, что вы можете с ними сделать, если такая необходимость возникнет. Рассмотрим форматы аудиофайлов, которые поддерживает программа Sound Forge.
Как мы уже упоминали в главе 2, из-за того, что Sound Forge является программой редактирования звука, она не имеет своего собственного формата файлов. Поскольку аудиоданные могут быть сохранены во множестве форматов, программа Sound Forge должна поддерживать различные типы аудиофайлов. Вы не можете выполнять никакие задачи в программе Sound Forge без того, чтобы сначала создать новый аудиофайл или открыть существующий. Поэтому в настоящей главе мы обсудим следующие вопросы работы с аудиофайлами:
понятие различных форматов аудиофайлов; как открыть существующий аудиофайл; как создавать новый аудиофайл; как сохранять аудиофайл.
В программе Sound Forge имеются три различных команды для сохранения аудиофайлов: Save, Save As и Save All. Команда Save является самым быстрым способом сохранения аудиофайла, с которым вы работаете в данный момент. Просто выберите пункт меню File -> Save (или нажмите комбинацию клавиш <Ctrl> + <S> на клавиатуре компьютера) и файл будет сохранен. Команда Save As позволяет указать формат, в котором вы хотите сохранить открытый в данный момент аудиофайл. Для этого проделайте следующие шаги:
1. Выберите пункт меню File -> Save As для вывода диалогового окна Save As, показанного на рис. 4.8. Обратите внимание, что это диалоговое окно имеет большую функциональность, чем стандартное диалоговое окно сохранения файлов операционной системы Windows.
Дополнительные шаги, которые вам нужно выполнить при сохранении файлов МРЗ, позволяют вам настроить различные параметры сжатия, поскольку МРЗ является форматом со сжатием. Вот эти дополнительные шаги, необходимые при сохранении файлов в формате МРЗ:
1. После того как вы щелкнете на кнопке Save в диалоговом окне Save As , появится диалоговое окно Sonic Foundry МРЗ Plug-In (рис. 4.15).
Дополнительные шаги, которые вам нужно выполнить при сохранении файла RAW, почти идентичны открытию файла RAW. После того как вы щелкнете на кнопке Save в диалоговом окне Save As, появится диалоговое окно Save Raw File Type. Это диалоговое окно почти ничем не отличается от окна Raw File Type, в нем только отсутствуют поля Header и Trailer. Все остальные параметры те же самые: Sample type, Format, Channels и Byte order. Просто укажите значения для этих параметров, щелкните на кнопке ОК, и ваш файл RAW будет сохранен. Не забудьте записать использованные при сохранении настройки, чтобы использовать их при открытии этого файла в будущем.
Как и при сохранении в формате MPEG Audio, при сохранении файлов в формате RealMedia вы должны выполнить дополнительные шаги, которые позволяют вам установить различные параметры сжатия, а также несколько других параметров, специфичных для потокового звука. Формат RealMedia позволяет вам сохранять и аудио-, и видеоданные. Чтобы сохранить файл в формате RealMedia, проделайте следующие действия:
1. После того как вы щелкнете на кнопке Save в диалоговом окне Save As, появится диалоговое окно Custom Settings, показанное на рис. 4.16.
Дополнительные шаги, которые вам нужно выполнить при сохранении файлов с расширением avi, подобны шагам, выполняемым при открытии файлов, но есть различия, требующие подробного объяснения. Вот эти дополнительные шаги, необходимые при сохранении файлов с расширением avi:
1. После того как вы щелкнете на кнопке Save в диалоговом окне Save As, появится диалоговое окно Video Save Options, показанное на рис. 4.11.
Хотя формат Windows Media поддерживает и аудио-, и видеоданные (подобно RealMedia), однако программа Sound Forge поддерживает только аспекты технологии Windows Media, относящиеся к звуку. Технология Windows Media имеет сходство с RealMedia, правда, между ними есть и значительные различия, требующие подробного разъяснения. Чтобы сохранить свой файл в формате Windows Media Audio, сделайте следующее:
1. После того как вы щелкнете на кнопке Save в диалоговом окне Save As, появится диалоговое окно Save to Windows Media, показанное на рис. 4.17.
Создание нового аудиофайла с помощью программы Sound Forge чрезвычайно просто. Откройте пункт меню File -> New и определите атрибуты нового файла. Вот какую последовательность действий нужно выполнить:
1. Выберите пункт меню File -> New для открытия диалогового окна New Window, показанного на рис. 4.7.
Если вы не установите флажок Operate directly on the sound file при открытии файла, Sound Forge автоматически создаст временный файл для открываемого вами файла. Если в процессе редактирования произойдет сбой в работе компьютера, программа Sound Forge обладает способностью восстанавливать временный файл, содержащий редактируемые аудиоданные. Это очень полезная возможность, поскольку никогда не известно, когда операционная система Windows 98 даст сбой, а такое происходит нередко.
Для того чтобы восстановить файл:
1. После сбоя компьютера перезагрузитесь, а затем запустите программу Sound Forge. Когда вы запускаете программу, она автоматически обнаруживает все временные аудиофайлы, которые могут быть на жестком диске. Если таковые находятся, Sound Forge выводит диалоговое окно Crash Recovery, показанное на рис. 4.6.