Домашняя студия — мастерская музыканта
Представим себе художника, который, аналогично музыканту, вынужден арендовать время в студии вместо спокойного творчества в своей мастерской. Сможет ли творец создать произведение искусства за отведенные часы? Вдохновение редко к кому приходит без опозданий. Но почему-то нас уже почти не удивляет тот факт, что современный музыкант "обязан уметь творить в условиях конвейера".
Такой парадокс, скорее всего, сложился потому, что раньше технологии профессиональной звукозаписи были очень дороги и поэтому не могли быть массовыми.
Но теперь высокое быстродействие современных PC и наличие программ, превращающих PC в Digital Audio Workstation (PC DAW), позволяют широким массам музыкантов создать свою персональную (домашнюю) студию. Именно такому программному обеспечению и посвящена данная книга.
Кратко сформулируем точку зрения авторов на этот счет:
Персональный компьютер в настоящее время является максимально надежной и эффективной базой, ядром для организации звукозаписывающей студии. Он обеспечивает большую гибкость и более высокое соотношение производительность/доллар, чем специализированные аппаратные устройства.
Сегодня домашняя студия на базе PC DAW позволяет достичь профессионального конкурентоспособного звучания. Поэтому стоит тщательно подойти к выбору дополнительных аппаратных устройств, определить, какая часть обработки будет производиться виртуально, а какая с помощью "железа".
Никакое оборудование не заменит МАСТЕРА (талантливого музыканта, творческого звукорежиссера).
Мифология в звукозаписи
Мифы — это одна из стабильных величин нашего постоянно изменяющегося мира. Причина этому явлению очевидна. На общем фоне рынка техники — пестрящего ежедневными новинками и псевдопрорывными технологиями — необходима некоторая основательность, стабильность.
В области персональных компьютеров элемент идеологической стабильности хранится в мифах, которые по традиции передаются от пользователя к пользователю.
Несмотря на то, что эти предания быстро устаревают и значительно отстают от технического прогресса, они по традиции пользуются непререкаемым дедовским авторитетом.
В области персональных компьютеров мифы обосновались прочно. Один из них впрямую касается темы книги. Он гласит, что на персональном компьютере якобы нельзя заниматься музыкой и, тем более, получить при этом сколько-нибудь приемлемый результат в виде хорошего звука.
Согласимся, что еще совсем недавно — два-три года назад — качественная программная обработка звука в реальном времени на PC была действительно невозможна. Сейчас же ситуация кардинально изменилась: производительность PC растет стремительно.
Всего год назад мы предлагали читателям способы решения проблем, связанных с недостаточным быстродействием компьютера: в книге "'Живая' музыка на PC" рекомендовали (в шутку) дождаться выпуска процессоров, работающих на частоте микроволновой печи. Сегодня это стало реальностью — достигнута и превышена частота 1000 МГц. С такими темпами технического прогресса фантазия не намного отстает от воплощения.
Поэтому сегодня, как никогда прежде, нужно быть в курсе последних достижений в интересующей области, а не прислушиваться к долгоиграющей пластинке заезженных мифов.
Подходы к тестированию качества звучания
И в заключение рассмотрим качество звучания через призму эстетической и психоакустической составляющих.
Для того чтобы определить, что же такое качество звучания, воспользуемся результатами исследований известного специалиста в области аудиоаппаратуры Анатолия Марковича Лихницкого. Он предлагает для тестирования оборудования класса Hi-End использовать граммофонные записи начала XX века.
"Мы убедились, что метод тестирования, использующий старые фамзаписи с их офаничением полосы частот, плохим отношением "сигнал/шум" и искажениями, обладает большей разрешающей способностью, чем метод тестирования, при котором используются современные записи.
Оказалось, что старые фамзаписи позволяют лучше замечать качественные изменения как в аналоговой, так и цифровой части записывающего оборудования. Отмеченная способность главным образом объясняется исключительным богатством музыкального содержания старых записей.
Без этого содержания, как следует из предлагаемой мной концепции, аудио-экспертиза не просто дает менее надежные результаты, но и вообще утрачивает смысл". (А. М. Лихницкий, "Качество звучания. Новый подход к тестированию аудиоаппаратуры", СПб.: "ПиК", 1998.)
В основе концепции А. Лихницкого лежит предположение, что удовлетворение от прослушивания музыки складывается из трех компонентов:
1. Достоверность— иллюзия реальности звуковой картины, созданной звуковоспроизводящим аудиооборудованием. Чем сильнее иллюзия, .тем выше достоверность.
2. Комфортность — степень отсутствия раздражающих факторов, таких как шумы, трески, искажения и т. д. Причем подчеркивается, что комфортность определяется субъективной глубиной дискомфорта вследствие концентрации внимания слушателя на этих раздражающих факторах.
3. Музыкальность — концентрация внимания слушателя на самой музыке, вовлеченность в процесс прослушивания. При этом делается важный вывод, что слушатель готов пожертвовать достоверностью и комфортностью, если он по-настоящему вовлечен в прослушивание, т. е. получает эстетическое наслаждение от самой музыки. В этом случае слушатель обратит внимание на дефекты записи только при разрушении ими здания музыки, нарушения ее содержания.
Нельзя не согласиться с этими утверждениями. Тем более что они подтверждаются современными поговорками музыкантов, вроде "мы слушаем музыку, а не качество звучания", "музыку портят не байты и биты, а композиторы" и т. п.
Музыкальный продукт должен быть качественно выполнен на всех этапах: композиции, исполнения и записи.
Более того, запись должна музыкально звучать на любом носителе: по радио, по телевидению, на магнитофонах и музыкальных центрах разного класса и т. д.
Именно этим, как мы понимаем, и объясняется А. Лихницким выбор граммофонного материала, не удовлетворяющего современным требованиям с инженерной точки зрения, зато обладающего высокой эстетической ценностью с точки зрения музыкальности.
Благодаря работам А. М. Лихницкого становятся понятными парадоксы современности: когда старые записи (например, записи Beatles, сделанные в 1960-х годах) больше вовлекают в прослушивание, чем многие современные — выполненные на технике последнего поколения, главным (и, пожалуй, единственным) критерием качества которой стали следующие параметры: 24 бит/96 кГц/56-битная обработка аппаратными эффектами.
Итак, сами по себе технические параметры оборудования не гарантируют высокого качества фонограммы во всех трех составляющих: достоверности, комфортности и музыкальности.
Загадочная с точки зрения инженера составляющая — музыкальность — вообще остается за пределами области технических измерений.
Но она, как ни странно, и является наиболее значимой величиной с точки зрения успеха записи у слушателя (по крайней мере, это можно предположить). Забегая вперед, отметим, что важнейшая цель мастеринга — повышение этой составляющей.
Таким образом, основная задача, которую способен решить музыкант в своей персональной компьютерной студии, формулируется так: создание фонограммы, вовлекающей в прослушивание.
Примечание
Сразу оговоримся, что мы не рассматриваем случай плохой музыки. Наши рассуждения относятся к варианту, когда "живое" исполнение на акустических или электронных инструментах вызывает значительный интерес у публики. А запись, обладающая музыкальностью, способна поддерживать этот интерес у слушателей, побывавших на "живых" концертах, либо привлекать новую аудиторию.
В книге будут рассмотрены три программных продукта нового поколения:
SAWStudio от фирмы Innovative Quality Software;
Nuendo от фирмы Steinberg;
Samplitude Producer 2496 от фирмы Magix.
Все программы имеют свои особенности и могут применяться для решения разноплановых музыкальных задач. Основное внимание будет подчинено наименее затратной для создания современной демо-записи технологии — "весь звук внутри компьютера".
Век "всеобщей виртуализации"
В наши дни основной вектор развития музыкальных компьютерных технологий направлен в область ресурсозависимых (Native) технологий.
Ведущие разработчики музыкального программного обеспечения ориентируются в основном на программную (виртуальную) технологию обработки звука — без применения специализированных аппаратных устройств (Native Audio Processing).
Фирма Steinberg (http://www.steinberg.net, http:/www.nuendo.com) развенчивает ложное представление о незаменимости аппаратных средств и заявляет, что ее продукт — программа Nuendo — превращает PC в DAW (Digital Audio Workstation — цифровая рабочая аудиостанция), которая не нуждается в "специализированных аппаратных средствах DSP".
Об этом открыто продекларировано в документации к программе: "один из замечательных мифов цифровых аудиосистем состоит в том, что для построения полноценной цифровой рабочей станции требуются вагоны 'железа' и DSP-чипов Nuendo не нуждается ни в каких специализированных аппаратных средствах DSP и так, постоянно адаптируясь к текущему состоянию of-the-art-технологии, тем самым обеспечивая себе статус профессиональной промышленной платформы в течение последующих лет".
Примечание
Цитата приведена из документации к программе Nuendo: "One of the great myths of digital audio systems is that truckloads of audio hardware and DSP chips are necessary to build a capable audio workstation. ... Nuendo needs no dedicated DSP hardware and so constantly adapts itself to the current state-of-the-art technology".
DSP-чип
DSP (digital signal processor) — специализированный процессор цифровой обработки сигнала.
Теперь несколько слов о "сопутствующих товарах" — plug-ins, встраиваемых приложениях или виртуальных эффектах.
Здесь тоже наблюдается значительный прогресс. Раньше низкая производительность PC тормозила рост качества алгоритмов, заложенных в разнотипные встраиваемые приложения. Поэтому разработчикам приходилось идти на компромисс, например, использовать 16-битные алгоритмы, всевозможные упрощения, усечения и т. д.
Сегодня прежний сдерживающий фактор — недостаток быстродействия — стремительно исчезает, что, в свою очередь, дает небывалый простор для технических решений разработчиков plug-ins.
Так, уже сейчас во многих plug-ins используется 64-битная внутренняя точность обработки, что, в принципе, и является одним из важнейших показателей профессиональности приложений. Показатель, который находится в одном ряду с другими всевозможными хитростями и ноу-хау — в виде моделирования высококачественных аналоговых устройств, психоакустических алгоритмов и т. д.
Теперь посмотрим на тенденцию "всеобщей виртуализации" с точки зрения потребителей: профессионалов и любителей.
Последнее время все чаще в различных публикациях, в том числе и в Интернете, появляются схожие по тональности мнения звукорежиссеров и других специалистов по цифровому аудио о том, что значительно удобнее работать с компьютерной программой, чем сражаться с ветряными мельницами в виде ящичков и коробочек, связанных между собой паутиной проводов.
Подведем промежуточный итог: нет сомнений в том, что сегодня происходит необратимый процесс виртуализации студий — и мы являемся его свидетелями. Наконец-то настало время, когда все этапы работы с музыкальным материалом можно производить только в компьютере.
И теперь звук может обрабатываться, не покидая его пределов, вплоть до последнего этапа — переноса на коммерческий носитель (CD-Audio, DVD-Audio и т. д.).
Итак, если вы, уважаемые читатели:
не желаете превращать свое жизненное пространство в склад "мгновенно устаревающего железа";
намерены максимально использовать последние достижения в области компьютерных технологий (имея при этом возможность оперативно их менять);
планируете расходовать средства на занятия музыкой в разумных пределах,
то настоятельно рекомендуем вам обратить свой взгляд в направлении виртуальных звуковых технологий.
И еще один штрих — сравним простоту освоения разнородных продуктов рынка: программ для PC и аппаратных устройств.
В действительности оборудование, которое предлагают ведущие фирмы для домашних студий, постоянно усложняется. Например, документация к цифровому микшерному пульту в ценовом диапазоне от 6000 $ может в пять раз превышать по объему документацию к программному обеспечению для PC (например, документацию к программе Nuendo).
Это объясняется тем, что подобное сложное изделие представляет собой специализированный компьютер со своей внутренней операционной системой. Поэтому человеку, незнакомому с компьютерными технологиями, освоить подобное устройство будет уже нелегко.
Сформулируем вывод, сделанный жизнью: музыканту, живущему в век информационных технологий, так или иначе не избежать изучения компьютера. Возврата к "старым добрым ящикам", по всей видимости, уже не предвидится.
Но свобода выбора остается. Она заключается в том, что человек сам решает, в какой из областей наращивать свои знания: изучать постоянно меняющееся многообразие специализированных устройств или осваивать стандартизированное программное обеспечение для PC.
к тестированию качества
Мифология в звукозаписи
Век "всеобщей виртуализации"
Домашняя студия — мастерская музыканта
Подходы к тестированию качества звучания