Microsoft Visual C++ и MFC. Программирование для Win95 и WinNT

         

Долгий путь сообщения


В предыдущем примере мы изучили основы метода обработки сообщений, рассмотрели принципы построения таблицы сообщений класса. Теперь мы приступим к более детальному рассмотрению механизма обработки сообщений для приложений MFC.

Создайте новый проект под названием MFMessage. В качестве типа приложения выберите из списка Type строку Application (рис. 4.1). Наберите в редакторе исходный текст приложения и сохраните его в файле MFMessage.cpp (листинг 2.10). Чтобы быстрее набрать текст приложения, вы можете модифицировать исходный текст приложения MFMenu.

Листинг 2.10. Файл MFMessage.cpp

// Включаемый файл для MFC

#include <afxwin.h>

#include "resource.h"

//=====================================================

// Класс CMFMessageApp - главный класс приложения

//=====================================================

class CMFMessageApp : public CWinApp

{

public:

      // Мы будем переопределять метод InitInstance,

      // предназначенный для инициализации приложения

      virtual BOOL InitInstance();

      afx_msg void AppMessageCommand();

      // Макрокоманда необходима, так как класс

      // CMFMessageWindow обрабатывает сообщения

      DECLARE_MESSAGE_MAP()   

};

 

// Создаем объект приложение класса CMFMessageApp

CMFMessageApp MFMessageApp;

 

//=====================================================

// Класс CMFMessageWindow - представляет главное окно

//=====================================================

class CMFMessageWindow : public CFrameWnd

{

public:

      // Объявляем конструктор класса CMFMessageWindow

      CMFMessageWindow();

      // Объявляем методы для обработки команд меню

      afx_msg void FrameMessageCommand();

      afx_msg void ExitApp();

      // Макрокоманда необходима, так как класс

      // CMFMessageWindow обрабатывает сообщения

      DECLARE_MESSAGE_MAP()   

};

//=====================================================

// Метод MessageCommand


// Обрабатывает команду ID_TEST_BEEP

//=====================================================

void CMFMessageWindow::FrameMessageCommand()

{

      ::MessageBox(NULL,

             " Command received in CMFMessageWindow Message Map",

             "Message", MB_OK);

}

//=====================================================

// Метод MessageCommand

// Обрабатывает команду ID_TEST_BEEP

//=====================================================

void CMFMessageApp::AppMessageCommand()

{

      ::MessageBox(NULL,

             "Command received in CMFMessageApp Message Map",

             "Message", MB_OK);

}

//=====================================================

// Таблица сообщений класса CMFMessageWindow

//=====================================================

BEGIN_MESSAGE_MAP(CMFMessageWindow, CFrameWnd)

      ON_COMMAND(ID_TEST_INFRAMECLASS, FrameMessageCommand)

      ON_COMMAND(ID_TEST_INBOTHCLASS,  FrameMessageCommand)

END_MESSAGE_MAP()

//=====================================================

// Таблица сообщений класса CMFMessageApp

//=====================================================

BEGIN_MESSAGE_MAP(CMFMessageApp, CWinApp)

      ON_COMMAND(ID_TEST_INAPPCLASS,     AppMessageCommand)

      ON_COMMAND(ID_TEST_INBOTHCLASS,  AppMessageCommand)

END_MESSAGE_MAP()

//=====================================================

// Метод InitInstance класса CMFMessageApp

//=====================================================

BOOL CMFMessageApp::InitInstance()

{

      // Создаем объект класса CMFMessageWindow

      m_pMainWnd = new CMFMessageWindow();

      // Отображаем окно на экране

      m_pMainWnd -> ShowWindow(m_nCmdShow);

      // Обновляем содержимое окна

      m_pMainWnd -> UpdateWindow();

      return TRUE;

}

//=====================================================

// Конструктор класса CMFMessageWindow

//=====================================================



CMFMessageWindow::CMFMessageWindow()

{

      // Создаем окно приложения, соответствующее

      // данному объекту класса CMFMessageWindow

      Create(NULL, "Hello MFC", WS_OVERLAPPEDWINDOW,

                   rectDefault, NULL, MAKEINTRESOURCE(IDR_MENU));

}

Используя редактор ресурсов, создайте файл ресурсов и включите в него меню Test, содержащее четыре строки, имеющие идентификаторы, описанные в следующей таблице. Присвойте меню идентификатор IDR_MENU. Затем включите файл ресурсов в проект.

Строка меню Test

Идентификатор

In Frame Class

ID_TEST_INFRAMECLASS

In App Class

ID_TEST_INAPPCLASS

In Both Class

ID_TEST_INBOTHCLASS

Exit

ID_APP_EXIT

В листинге 2.11 представлен фрагмент файла ресурсов MFMessage.rc, в котором определяется меню приложения. Чтобы ускорить разработку меню, вы можете скопировать меню приложения MFMenu и изменить его соответствующим образом.

Листинг 2.11. Фрагмент файла MFMessage.rc

//////////////////////////////////////////////////////////////

// Меню

//

IDR_MENU MENU DISCARDABLE

BEGIN

      POPUP "Test"

      BEGIN

             MENUITEM "In Frame Class",   ID_TEST_INFRAMECLASS

             MENUITEM "In App Class",      ID_TEST_INAPPCLASS

             MENUITEM "In Both Class",     ID_TEST_INBOTHCLASS

             MENUITEM "Exit",                   ID_APP_EXIT

      END

END

Идентификаторы, необходимые для файла ресурсов, записываются в файл resource.h, показанный в листинге 2.12. Этот файл создается автоматически редактором ресурсов. Все что вы должны сделать - это включить его в исходный текст приложения - файл MFMessage.cpp.

Листинг 2.12. Файл resource.h

//{{NO_DEPENDENCIES}}

// Включаемый файл, созданный Microsoft Developer Studio

// Используется в файле ресурсов MFMessage.rc

//

#define IDR_MENU                        101

#define ID_TEST_BEEP                    40001

#define ID_TEST_EXIT                    40002

#define ID_TEST_INAPPCLASS              40003



#define ID_TEST_INFRAMECLASS            40004

#define ID_TEST_INBOTHCLASS             40006

// Следующие значения идентификаторов используются по

// умолчанию для новых объектов

#ifdef APSTUDIO_INVOKED

      #ifndef APSTUDIO_READONLY_SYMBOLS

             #define _APS_3D_CONTROLS                1

             #define _APS_NEXT_RESOURCE_VALUE        102

             #define _APS_NEXT_COMMAND_VALUE         40007

             #define _APS_NEXT_CONTROL_VALUE         1000

             #define _APS_NEXT_SYMED_VALUE           101

      #endif

#endif

Укажите в проекте MFMessage, что приложение использует библиотеку классов MFC и постройте проект. Запустите полученный выполнимый файл. На экране появится главное окно приложение, имеющее меню Test (рис. 2.26).



Рис. 2.26. Приложение MFMessage

Когда вы выбираете строки из меню Test, приложению передаются команды с соответствующими идентификаторами. Обратите внимание, что команда ID_TEST_INFRAMECLASS обрабатывается в классе окна CMFMessageWindow, команда ID_TEST_INAPPCLASS в главном классе приложения CMFMessageApp. Команда ID_TEST_INBOTHCLASS содержит два обработчика - один в классе окна, другой в классе приложения, зато команда ID_APP_EXIT не имеет обработчика совсем.

Попробуйте последовательно выбирать все строки из меню Test. При выборе первых трех строк на экране появляется сообщение, содержащее название класса в котором обработано сообщение. Если выбрать из меню Test строку Exit приложение завершится не смотря на то, что команда ID_APP_EXIT, соответствующая этой строке меню вообще не имеет обработчика в исходном тексте нашего приложения.

Поэкспериментируйте с приложением MFMessage. Очень скоро вы обнаружите, что команды обрабатываются не только классом окна, как это было в приложении MFMenu, но также и главным классом приложения. Те команды которые не имеют обработчика в таблице сообщений класса окна, передаются для обработке в класс приложения.

Если же команда может быть обработана и в классе окна и в классе приложения, она обрабатывается только один раз в классе окна. Обработчик класса приложения в этом случае не вызывается.

Широкие возможности для управления обработкой сообщений предоставляет ClassWizard. Мы расскажем более подробно об обработке сообщений и средствах ClassWizard в следующей главе.


Содержание раздела