Конструкция typedef, препроцессор
Конструкция typedef была унаследована С++ из С. Из Java она выброшена совсем.
Необходимость в макропроцессоре также во многом отпала при написании программ на С++. Почти все, для чего использовались макрорасширения, можно было сделать более элегантным и надежным образом, используя конструкции самого языка.
Система неявно поощряла создание каждым программистом своего собственного подмножества языка, неизвестного остальному миру. По мере разрастания кодов увеличивается тот смысловой контекст, в котором компилятор интерпретирует каждую строку программы. Уже в проектах среднего размера существенно возрастает нагрузка на компилятор, не говоря уже о нагрузке на память программиста.
Единственная оставшаяся важная функция препроцессора -- позволить включение в программу файлы-заголовки с описаниями классом. Эта операция может быть выполнена более просто и эффективно, если позволить компилятору читать подготовленные бинарные файлы с описанием классов. Последний путь был выбран при создании языка Java.
Все эти соображения позволили полностью исключить необходимость использования текстового препроцессора в языке Java.
Struct и union
Структуры не имеют смысла в Java, их роль полностью выполняют классы. Использование конструкций типа union для типизованных объектов также больше не нужно -- язык позволяет определить тип объекта при исполнении программы.
Функции
В этом смысле Java чисто объектно-ориентированная система. Функции и процедуры, не привязанные к контексту какого-либо объекта, больше не присутствуют в системе. В ситуации, когда функция логически не привязана к определенному экземпляру класса, она может быть создана как метод самого класса (т.е. иметь тип static).
Множественное наследование
Последовательная реализация концепции множественного наследования в С++ привела к существенным сложностям как в создании компиляторов, так и в использовании его (множественного наследования) в программах. В качестве альтернативы Java использует понятие интерфейса определяющего набор методов, которые должны быть определены в классе, реализующем этот интерфейс. Интерфейс может также содержать определение некоторых констант.